Разделочный велосипед: как выбрать и купить?
Со стороны кажется, что велоспорт не имеет никаких технических и тактических изысков. Сел и поехал, кто оказался более сильным и выносливым, тот и встал на пьедестал. Но самом деле это интеллектуальный вид спорта, в котором успех зависит от умения мыслить. Причем это умение должно присутствовать ни только у спортсмена и тренера, но и у конструктора спортивных снарядов. Когда выигрыш составляет доли секунды на дистанции в сотню километров, мелочей не бывает. Именно поэтому и был придуман разделочный велосипед.
Что такое разделка
В шоссейной велогонке применяется два вида стартов – групповой и раздельный. При масстарте все участники едут плотной группой, при стартах с временным интервалом велосипедисты передвигаются в одиночку. Именно это и определяет те требования, которые предъявляются к байку.
При разделке запрещен драфтинг, то есть велосипедист не может приближаться к сопернику и входить в его аэродинамическую зону, которая составляет 3 метра в сторону и 12 метров за ним. Воздушный поток облегчает передвижение догоняющего, что создает неравные условия. Хотя есть и некоторые исключения. Драфтинг допускается:
- для обгона, но не более 20 секунд;
- в целях соблюдения безопасности;
- при резком повороте.
Во время раздельного старта испытываются физические возможности участника. Сводятся к минимуму помощь команды и тактические хитрости, надежда остается только на себя и на велосипед. Аналогичные условия предъявляются к снаряду для триатлона, где на большинстве этапов регламент запрещает драфтинг. Для российских триатлетов даже создан специальный велосипед Titan Bike, который учитывает все особенности этого вида спорта.
Особенности раздельного старта
Разделочный велосипед создается с целью повысить аэродинамику, обычный шоссейник предъявляет повышенные требования к маневренности. Соответственно, рама у шоссейника короче, седло более мягкое и сдвинутое назад. А велосипед для разделки вытянут, чтобы была возможность сильно наклониться вперед.
Жесткость рамы разделочного велосипеда тоже имеет значение. Амортизация хорошо поможет на длинной дистанции, но она будет съедать энергию на гашение колебаний. Поэтому рама для разделки делается без дополнительных изгибов пера. Свою роль играет и материал, алюминий ничем не уступает карбону, главным достоинством которого являются вес и упругость. Как раз для раздельного старта эти преимущества сходят на нет.
Немецкие конструкторы для классической шоссейной гонки с общим стартом сделали велосипед CUBE LITENING C:68 SLT с рекордным весом рамы в 850 грамм. Однако эта ценность не имеет смысла для разделки, где важнейшим критерием является аэродинамика. Да и цена «Кубика» заставляет задуматься, она составляет 676 990 рублей. При этом стоимость российского, полностью готового к раздельному старту велосипеда Titan Bike, на порядок ниже.
Дополнительные приспособления
Согласно проведенным тестам, использование аэробаров, или лежака, снижает расход энергии на 12,5%. Именно настолько увеличивается скорость на дистанции при его использовании. Однако здесь необходимо внимательно изучить регламент соревнования, иногда судьи запрещают применение аэробаров, чтобы максимально уравновесить шансы.
Лежак при масстарте использовать запрещается и по соображениям безопасности, так как руки находятся далеко от тормоза, да и маневренность значительно снижается. Но он и не нужен, колесо соперника дает гораздо больше преимуществ.
Разделка в закрытых помещениях и при благоприятных погодных условиях делает допустимым применение сплошного заднего колеса. Это положительно влияет на аэродинамику, но увеличивает боковой снос при порывах ветра.
Подведение итогов
Рассмотрев все нюансы велогонки с раздельным стартом, спортсмену остается выбрать себе снаряд. Разделочный велосипед купить совсем не просто, учитывая предъявляемые к нему требования:
- вытянутую раму с повышенной жесткостью;
- увеличенное количество передач;
- возможность установки аэробаров;
- геометрию со смещенным вперед седлом.
Поскольку аналогичные условия предъявляются и в триатлоне, где приходится в одиночку преодолевать 180 км велоэтапа, команда триатлетов разработала свою модель Titan Bike . В нем учтены все нюансы прохождения длинной дистанции в одиночку, и даже есть предустановленный лежак с регулировками по длине.